Калинин А.В., Сабыныч В.А.
Владивостокский государственный медицинский университет
Общеизвестно, что эффективное функционирования системы здравоохранения во многом зависит от обеспечения отрасли компетентными, высококвалифицированными кадрами.
В современных условиях возрастает роль системы повышения квалификации специалистов здравоохранения в деле обеспечения качества оказания медицинской помощи населению России, в связи с чем кадровая политика претерпевает определенные изменения, обусловленные новыми, более высокими требованиями к профессиональному уровню медицинских работников, необходимостью получения ими сертификата специалиста.
В Приморском крае в последние годы большое внимание уделяется проблеме повышения качества оказания медицинской помощи населению и связанной с ней проблеме повышения квалификации медицинских кадров и формированию их экономической заинтересованности в высоком качестве лечения.
Владивостокский государственный медицинский университет совместно с Департаментом здравоохранения администрации Приморского края с 1995 года включились эту работу, и процесс сертификации постепенно стал входить в жизнь медицинских работников края. Несмотря на объективные трудности, связанные с затянувшимся экономическим кризисом, процесс повышения квалификации и, связанный с ним, сертификации медицинских работников в Приморском крае идет и набирает скорость.
В связи с изменением в экономике и геополитике Правительства Российской Федерации по отношению к Дальневосточному региону, отсутствием должной поддержки региона на государственном уровне, формированием идеологии саморазвития регионов, возник вопрос о координации усилий всех учебных заведений и заинтересованных ЛПУ региона для создания единого образовательного пространства.
Реформа здравоохранения и развитие экономических отношений в медицинской практике требует коренного совершенствования лечебно-профилактической помощи населению, повышения качества диагностики заболеваний.
В связи с эти требует решения ряд задач среди которых одной из основных мест занимает совершенствование подготовки кадрового состава клинико-лабораторной службы.
В настоящее время основным документом, регламентирующим деятельность клинико-диагностических лабораторий является приказ МЗ РФ № 380 от 25.12.97 “О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения РФ”.
Согласно данного приказа в клинико-диагностических лабораториях вводятся должности врача и биолога клинико-лабораторной диагностики. Врачом КЛД может быть специалист с высшим медицинским образованием освоивший программу подготовки по КЛД и получивший сертификат специалиста. В свою очередь на должность биолога КЛД назначается специалист с высшим образованием допущенный действующими нормативными документами к осуществлению деятельности в области клинической лабораторной диагностики и получивший сертификат специалиста. Основным отличием в должностных обязанностях является то, что в обязанности врача КЛД входит консультация врачей других специальностей по вопросам лабораторной диагностики.
В цитируемом приказе отсутствует ранее практиковавшееся разделение врачей КЛД на врача-биохимика, врача-гемостазиолога и т.д. В настоящее время введена единая специальность, согласно квалификационной характеристики которой врач или биолог КЛД должен владеть биохимическими, гематологическими, общеклиническими, иммунологическими и т.п. исследованиями. Фактически из практики КЛД исключаются только вопросы бактериологических и гистологических исследований.
Подготовка врачей лабораторной диагностики в ВГМУ начата в 1993 году. В 1998 г. создан курс клинической лабораторной диагностики, за время его работы прошли обучение более 250 специалистов. Обучение идет по трем направлениям: клиническая интернатура для выпускников ВГМУ, повышения квалификации для специалистов со стажем работы в КЛД более 5 лет, профессиональной переподготовки для специалистов работающих в клинико-диагностических лабораториях менее 5 лет. Подготовка специалистов по годам распределилась следующим образом: в 1998 г. – 82 на сертификационных циклах, в 1999 г. – 51 на сертификационном цикле и 25 человек прошли профессиональную переподготовку, в 2000 году – 79 на сертификационном цикле и 16 по программе профессиональной переподготовки. Основой рабочих программ послужили квалификационная характеристика и требованиях к аттестации на врачебные категории. В соответствии с этим к обучению курсантов привлекаются силы кафедры биохимии, курсов клинической лабораторной диагностики и клинической аллергологии и иммунологии. По окончанию обучения курсанты получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, а успешно сдавшие сертификационный экзамен сертификат специалиста клинической лабораторной диагностики.
Знания человека имеют свойство устаревать и обесцениваться. Общепризнано, что информация стареет на 20% в год. Таким образом за 5 лет информация почти полностью устаревает и нуждается в обновлении. В связи с этим и рекомендовано всем специалистам во всех областях не менее 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. Однако сертификационные циклы рассматривают общие, фундаментальные вопросы специальности. На них не даются новые современные технологии, новые методики, не рассматриваются узкие вопросы. Для этого создаются специальные циклы тематического усовершенствования или циклы стажировки. В последние годы они находят все большую востребованность у медицинских работников. Такой цикл краткосрочного повышения квалификации подготовлен для обучения врачей вопросам генодиагностики. Программа этого цикла разработана совместно ВГМУ и медицинским центром «Асклепий». Она рассчитана на 72 часа (2 недели). Программа прошла рецензирование и утверждена на координационном методическом совете по последипломному образованию ВГМУ и в региональном учебно-методическом центре Дальневосточной медицинской ассоциации. К преподаванию на этом цикле будут привлечены наиболее квалифицированные в вопросах генодиагностики специалисты. Это позволит ознакомить более широкий круг медицинских работников с современным методом лабораторной диагностики.
Таким образом, в Приморском крае уделяется большое внимание развитию службы клинической лабораторной диагностики и повышению уровня знаний ее специалистов через систему дополнительного образования.